Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Объекты для проведения практических занятий
Групповые комнаты.
Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально-результативной организации образовательного процесса.
В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельности. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности, были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей. Все это позволяет успешно решать педагогические задачи и создает все условия для физического, эстетического и экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
В каждой возрастной группе в наличии уголки природы с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Ведутся календари наблюдений за природой и погодными условиями. Имеющийся в ДОУ материал и правильная его организация способствует, таким образом, формированию у детей бережного и уважительного отношения к живой природе и удовлетворению интереса детей по выращиванию растений.
В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей.
В каждой группе имеются разные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, игр-драматизаций, атрибуты для режиссерских игр.
Приемные имеют информационные стенды для родителей постоянно действующие выставки детского творчества.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях обеспечивает реализацию основной образовательной программы ДОУ, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, а также совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Созданы условия для развития речи дети: в каждой групповой комнате имеется библиотека для детей, наборы сюжетных картинок, картин и настольно-печатные игры по развитию речи.
При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации. ДОУ оснащено мебелью, игровыми и дидактическими пособиями. Требуется: приобрести новые конструкторы и алгоритмы работы с ними. Для обеспечения педагогического процесса имеется методическая и познавательная литература, игры и пособия по программе.
Музыкально-физкультурный зал.
В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкальный зал, совмещенный с физкультурным залом. Здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия, гимнастика, досуги, праздники и развлечения. Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий зал работает по специальному графику.
В зале имеется оборудование для занятий спортом (спортивный комплекс из дуг, гимнастические скамейки, мячи, обручи и т.д.). Для создания эмоционального настроения детей в зале имеется баян, магнитофон, музыкальный центр, телевизор.
В теплое время года все занятия физической культурой проводятся на открытом воздухе, где используется оборудование спортивной площадки. В музыкальном зале имеется набор музыкальных инструментов: пианино, баян, металлофон, набор народных инструментов. Повышению творческой активности детей и педагогов способствуют нарядные костюмы для детей и взрослых. Собрана фонотека с записями музыкальных произведений разных жанров, в том числе музыка для релаксации, которая успокаивает детей, создает особый комфорт, несет познавательную и эстетическую нагрузку. Звуковой дизайн сопровождает разные виды деятельности и режимные моменты, создавая благоприятный эмоциональный фон. Музыкальное воспитание детей осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Для этого в каждой группе организована музыкально-театральная зона, в которой подобраны музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, портреты композиторов, музыкально-дидактические игры, магнитофоны, предметы заменители для театрализованных игр. В ДОУ нет специального помещения для изостудии, но в целях художественно-эстетического развития в групповых комнатах собран демонстрационный материал по декоративно-прикладному искусству, по технике предметного и сюжетного рисования для детей разных возрастов, имеются наборы дидактических игр. В группах предусмотрено место для хранения детских работ, функционирует выставка работ детей и взрослых.
Библиотека
В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку.
Книжный фонд, который составляет библиотеку МБДОУ располагается в кабинете руководителя, а именно: методическая и художественная литература, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Также воспитатели используют ресурсы Интернета.
Книги для воспитанников находятся в "Книжном уголке" в групповых помещениях.
Объекты спорта
Объекты |
Оснащенность объектов |
Физкультурный зал |
спортивный инвентарь спортивное оборудование игровое оборудование атрибуты для спортивных и подвижных игр |
Спортивная площадка |
оборудование для развития основных видов движения выносной спортивный инвентарь, дуги, |
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
· аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
· тренажёры и спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
· гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
· сотворчество педагога и обучающегося;
· приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для
всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические
средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные
сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского
сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего» и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Гараж», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития оборудованы спортивные уголоки, в котором имеются: массажные коврики для стоп, скакалки, кегли, обручи, мячи разных размеров, кольцебросы, мячи-хопы, атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям центра здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, балансирами, каруселями; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ имеется современная оргтехника: компьютер для делопроизводства, ноутбук, сканер, принтер.
Имеется выход в сеть "Интернет" для оказания этих услуг между МБДОУ и компанией ОАО «Ростелеком» заключён договор.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ воспитанников к сети Интернет не осуществляется.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Беспрепятственный доступ в здание Мальчевского детского сада, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не оборудован
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в детском саду нет.